• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Куда жаловаться на спам?

Реклама является частью агрессивной  городской среды, поэтому она должна быть под контролем. По закону это работа Федеральной антимонопольной  службы. О том, что  происходило с  рекламой в столице в прошлом году, «Новой» рассказала Екатерина Соловьева, заместитель  руководителя Управления ФАС по Москве.

-Екатерина  Александровна, чем конкретно занимается Управление в сфере рекламного регулирования?

-Мы изучаем  всю рекламу в Москве: рекламу в СМИ, в интернете, наружную городскую рекламу (рекламные конструкции, стенды, электронные табло). В федеральном законе «О рекламе» говорится, что она должна быть понятна, достоверна и доступна потребителю (то есть для ее восприятия не требуется обладать какими-то дополнительными знаниями, не нужны технические средства). Это информация, адресованная неопределенному кругу лиц и привлекающая внимание к товарам или услугам.

Рекламодатели всегда придумывали сотни ухищрений, чтобы обойти законодательство. Но самое печальное — сегодня многие нарушают закон открыто, даже не стараясь завуалировать свои действия, и не стесняются в этом признаваться. На наш взгляд (я имею в виду сотрудников УФАС), закон о рекламе достаточно либеральный, ограничений там немного. Он оставляет рекламщикам огромное поле для работы, было бы желание. По сути, больше всего требований и претензий -  к рекламе алкоголя, табака, лекарственных средств и медицинских услуг, к использованию образов несовершеннолетних.

-Кто  они, злостные  нарушители?

По нашей статистике, четвертая часть всех нарушений  — нарушения в наружной рекламе.  Особенно это касается пива.  Законом  запрещено размещать рекламу  пива ближе 100 метров от объектов социальной сферы (детские сады, школы, больницы, театры, цирки, музеи и пр.).

На втором месте  в «черном списке» - банки и  разные финансовые структуры. Самое  частое нарушение с их стороны  — реклама кредитов: как правило, в этой рекламе содержится одно из условий – например, это процент, под который выдается кредит. А  что влияет на получение такого кредита, на его стоимость? Каковы другие условия? И вот размещается такой рекламный щит  3 на 6 метров – это наиболее распространенный вид рекламы в городе, - а внизу щита мелким нечитаемым шрифтом указываются условия получения кредита. Мы рассматриваем такую рекламу как ненадлежащую, с нарушением требования о предоставлении полной информации. Этот мелкий шрифт невозможно воспринять даже с применением технических средств, даже если сфотографировать баннер и распечатать на хорошем принтере.

-А  можно ли пожаловаться  в УФАС на спам? Например, реклама  через смс и  пр.?

- Да, и такие нарушения мы рассматриваем в массовом порядке.

Закон  исключает  распространение рекламы по сетям  электросвязи (в том числе, по телефону) без предварительного согласия абонента. Все, что вам навязывают через «письма счастья», приглашения, объявления о скидках по смс и пр. без вашего согласия - незаконно.

Огромное количество заявлений поступает к нам  от горожан, которые жалуются, как  правило, на своих провайдеров. Мы такие нарушения выявляем и привлекаем к административной ответственности виновных.

-Москва  перенасыщена рекламой, борьба трудная?

- Наконец убрали рекламные перетяжки с улиц Москвы.  Город немного освободился. Перетяжки над дорогами разрывали пространство, архитектура была спрятана за рекламой, которая мешала всем. Кроме того, сейчас запрещено  размещение рекламы на строительных сетках. Порой это были «фальшивые» строительные сетки, на самом деле никаких работ по фасаду не велось, просто завешивался фасад сеткой, и на ней размещалась реклама. Поступлений в бюджет города от таких рекламных баннеров не было.

Обратная сторона  медали — как только реклама исчезла  с перетяжек, она стала появляться в других местах. Например, участилась такая уловка, как размещение информации на транспортных средствах. Законом «О рекламе» использование транспортных средств в качестве передвижных рекламных конструкций запрещено. Мы все чаще видим - стоят «газели», вместо кузова установлен рекламный щит 3 на 6 метров. Часто машины эти вообще не предназначены для использования в качестве транспортного средства, они на грани умирания: шины сдуты, отсутствует номерной знак, стоят припаркованные на газонах, тротуарах, мешают проезду автомобилей и проходу граждан.

Управление ГИБДД  по Москве нам помогает, составляет протоколы об административном правонарушении, эти протоколы передаются нам на рассмотрение и мы уже назначаем штрафы на собственников транспортных средств. Штраф для физических лиц составляет от 2 до 2,5 тысяч рублей. Конечно, эти штрафы не такие страшные, поэтому нарушители попадаются не один и не два раза. Сейчас максимум, что можно сделать с такой рекламной конструкцией – поставить автомобиль на штрафстоянку, если он припаркован в неположенном месте, оштрафовать и выдать предписание прекратить размещение рекламы.

Еще одно очень  характерное нарушение, которое встречается именно в Москве – это реклама, размещенная на опорах дорожных знаков. Как правило, это дорожный знак, а под ним щит, который ассоциируется с дорожным знаком, так как визуально схож с ним, но содержит, например, товарный знак или значок рекламируемого бренда и привлекает внимание потребителя к рекламируемым товарам, работам, услугам. Закон напрямую запрещает такую рекламу, она не может иметь сходство с дорожными знаками, не может размещаться на одной опоре с ними, но, к сожалению, в нашем городе такое нарушение встречается повсеместно.

-Как  выявляются нарушения?

- Прежде всего, мы сами проводим проверки, плановые, внеплановые, в инициативном порядке объезжаем город, отсматриваем рекламу. Очень помогает Департамент по СМИ и рекламе г. Москвы, они направляют информацию о признаках нарушения рекламного законодательства. Третий наш «помощник» (но не по значимости) – это граждане, жители нашего города. На самом деле в этой части они очень активны и им не нравится, что рекламы много и она часто недостоверная или недобросовестная. Граждане реагируют, когда, например, открываются магазины и на фасадах, на витринах размещается реклама в виде баннеров с алкогольной продукцией: четко видно название, марку. Предприниматели забывают предупреждать о вреде алкоголя здоровью, или располагают рекламу вблизи поликлиник и других социальных учреждений. Жители близлежащих домов пишут нам жалобы. Нарушители реагируют быстро – убирают ненадлежащую рекламу, но есть ряд хозяйствующих субъектов, которые категорически отказываются исполнять наши предписания: постоянно штрафуются за однотипные нарушения, но продолжают размещать рекламу, например, с нечитаемым шрифтом. Даже штраф в 500 тыс. рублей их не останавливает. Иногда представители банков-нарушителей, которые приходят к нам на рассмотрение дел, не стесняясь, говорят нам (своим контролерам) о том, что данный штраф уже заложен в цену для размещения рекламы.

Небольшой ликбез. Какие нарушения может увидеть  обычный житель, чтобы «маячок  загорелся». Например, недобросовестная реклама содержит некорректные сравнения своего товара с другими, находящимися в обороте товарами, то есть сопоставимыми товарами конкурента.  К примеру, в рекламных слоганах говорят: «У меня продукция лучше, чем у другого». Данная реклама не добросовестна. Также недостоверной признается реклама, которая содержит несоответствующие действительности сведения, к примеру, о преимуществах, о характеристиках товара, о дате изготовления, об ассортименте, о стоимости товара, об условиях доставки и обмена. Скажем, есть рекламное сообщение о скидках в 50% и отсутствует предлог «до». Покупатели приходят в магазин, ожидая купить товар и получить скидку в 50%, а им предлагается купить товар со скидкой в 30 или 20 или 10%.

Реклама также  не должна побуждать к совершению противоправных действий и призывать к насилию. Нам встречались примеры использования образа несовершеннолетних детей в рекламе диска рок-группы. На обложке была изображена девочка с пистолетом в руках.

Некоторые печатные издания сообщают в рекламе — при покупке нашего журнала читатель может собрать модель, например, самолета или линкора, при этом указывалось, что, купив один номер, вы соберете весь самолет или линкор. Уже потом, купив первый номер такого журнала, потребитель выяснял, что приобрести надо десяток номеров журнала.

Когда рекламируются  медицинские услуги, часто рекламодатели  не предупреждают о том, что могут  быть противопоказания, что необходима предварительная консультация врача. А в рекламе биологически активных добавок не дается пометка, что они не являются лекарствами. В рекламе лечебных процедур не указываются методы лечения.

Мы создали  при Управлении экспертный совет  по применению законодательства о рекламе, такой экспертный совет есть и  в Федеральной антимонопольной  службе. Вместе с экспертами рассматриваем спорные макеты рекламы, которые граждане считают непристойными, обсуждаем законодательство о рекламе, как его улучшить, какие внести поправки.

- А что с рекламой  на асфальте? Можно  ли за нее привлекать  к ответственности?

- Здесь много сложностей. Главная в том, что трудно определить, кто был в этом случае рекламодателем и рекламораспространителем. Разве только поймать человека за руку в момент нанесения на асфальт такой рекламы. Но для этого нужно зафиксировать момент нарушения и задержать на месте нарушителя. Это полномочия правоохранительных органов. К сожалению, рекламы на асфальте в нашем городе стало очень много. И здесь мы рассчитываем на поддержку со стороны правоохранительных органов.

-Реклама  пива доставляет  много проблем контролерам?

- Сейчас да. Но в следующем году пиво приравняют к алкоголю, поэтому все требования закона к рекламе пива и напитков на основе пива утрачивают силу с 23 июля 2012 года, когда вступят в силу новые положения закона «О рекламе».

Сейчас реклама алкоголя и пива разграничены. Со следующего лета размещать наружную рекламу пива нужно будет по новым правилам.